Как слышать и быть услышанным?
По оценкам экспертов, искусство делового общения и умение взаимодействовать с людьми на много важнее, чем профессиональные навыки и знания в достижении финансового успеха. Согласно различным исследованиям и опросам, финансовый успех на 85% зависит от умения эффективно взаимодействовать с людьми и только на 15% от знаний.
Общение является неотъемлемой часть нашей жизни. Вся наша жизнь складывается из взаимодействия с другими людьми по средствам общения. Мы общаемся на работе, дома, на улице, в транспорте, с родственниками и друзьями, с коллегами и знакомыми, и с незнакомыми нам людьми.
В общении мы преследуем какие-либо цели, стремимся к удовлетворению своих потребностей. И чаще всего люди не осознают с какой целью они общаются и какие свои потребности хотят удовлетворить данным общением.
Часто бывает так, что мы в большей степени сконцентрированы на том, что хотим сказать и каким образом это сказать. Однако в стремлении донести до собеседника свои мысли и идеи, мы забываем о том, что у человека, с которым мы общаемся, также есть свои цели, заботы и потребности. И часто бывает, что они не совпадают. Да, мы и сами порой говорим одно, чувствуем другое, а хотим третье. =)
Искусство делового общения
Для чего мы общаемся?
Общаемся мы, как правило, для получения информации, для того, чтобы поделиться эмоциями и впечатлениями, для достижения сотрудничества (общение с целью получения выгоды для себя или, наоборот, с целью помочь).
Суть — искусства делового общения в том, чтобы в результате данного общения достигнуть желаемого, получить то, что мы хотим, при этом удовлетворить свою потребность и потребность собеседника в чем-либо, прийти к компромиссу в спорных и конфликтных ситуациях. Для успешного и эффективного общения очень важно осознавать свою потребность в общении и понимать потребность собеседника.
Потребности могут быть во власти, в силе, во внимании и заботе, и еще много в чём. Чаще всего потребность скрыта (говорим одно, думаем другом, хотим третье). Индикатором удовлетворения скрытой потребности служат эмоции, то есть если Вы испытываете негативные эмоции во время общения, это значит, что ваша потребность не удовлетворяется.
А если Вы чувствуете комфорт и положительные эмоции при общении, значит, ваша скрытая потребность удовлетворяется. Также и у вашего собеседника, положительные эмоции говорят об удовлетворении его скрытой потребности, а отрицательные о неудовлетворении.
Искусство делового общения и деловые переговоры
Когда мы осознаем свои потребности и цели общения, то искусство делового общения просто необходимо, тогда мы правильно понимаем чего хочет наш собеседник и в чем его потребности, то нам легче достигнуть желаемого, мы можем дать человеку то, что он хочет и получить то, что хотим мы.
Например, получить премию или повышение з/платы, получить отгул или отпуск в удобный для нас время, побудить человека сделать что-то для нас, разрешить конфликтную ситуацию так, чтобы человек остался в хорошем настроении и был готов с радостью сделать что-нибудь для нас и т.д.
Что мешает эффективному искусству делового общения
- 1) Решение (когда собеседник командует или поучает, советует, убеждает или угрожает).
- 2) Суждение (когда оценивают, обсуждают, высмеивают).
- 3) Дискредитация (подрыв доверия, умаление достоинства, престижа, авторитета).
- 4) Вопросы.
- 5) Отрицание (отвлекают от высказывания).
- 6) общение с позиции «Ты – послание» (то есть когда человек общается в ключе «что ты делаешь или, наоборот, не делаешь», что всегда кто-то виноват в чем-либо, а с себя ответственность снимает).
Искусство общения с людьми
Продуктивное общение складывается из выражения человека через «Я – послание» и принятие собеседника через активное слушание.
Общение в ключе «Я – послание» состоит из:
- 1) Описание (когда я слышу / вижу…)
- 2) Чувство (я чувствую себя …)
- 3) Потребность (потому что мне необходимо…, для меня важно…)
- 4) Просьба (Мог бы ты…)
То есть когда мы высказываемся с позиции «я», говорим о том, что мы чувствуем, что нам необходимо и самое главное четко формулируем свою просьбу, то это помогает лучше понимать друг друга и конфликтные ситуации разрешаются или вообще не возникают.
Совершенствование искусства общения
Еще очень важно правильно формулировать свою просьбу, от этого зависит результат нашего общения.
ПАВ (положительная, актуальная, возможная) просьба.
Положительная – мы говорим о том, что мы хотим получить, а не о том чего не хотим.
Актуальная – мы просим в настоящем времени, а не в будущем.
Возможная – мы просим что-то конкретное (пример, я хочу, чтобы ты помогал мне делать уборку дома), а не абстрактное и туманное (например, я хочу, чтобы ты заботился обо мне).
Активное слушание состоит из:
- 1) Чувство (ты чувствуешь себя…?)
- 2) Потребность (потому что тебе необходимо…)
- 3) Просьба (и тебе бы хотелось…?)
Человек может долго говорить, повторять одно и тоже, находясь под действием положительных или отрицательных эмоций. Нужно помочь своему собеседнику осознать свою потребность, а для этого снова нужно применять искусство делового общения. Когда мы слушаем своего собеседника и по ходу беседы задаем вопросы о том, что он чувствует, что ему необходимо, чего бы ему хотелось, то тем самым мы возвращаем и направляем его говорить в ключе «Я – послание», а также лучше понимаем его и он сам себя начинает лучше понимать.
Порой активному слушанию мешают:
- 1) Отрицание чувства (все не так плохо у тебя, да ладно тебе расстраиваться по пустякам).
- 2) Советы и поучения.
- 3) Утешение и воодушевление (эта была не твоя вина, такова жизнь…).
- 4) Объяснения или защита (наверное ты дала повод, чтобы тебе так ответили; наверное, ты себя так вела, что он так поступил с тобой).
- 5) Рассказ своей своей истории.
По ходу общения необходимо чередовать «я – послание» и активное слушание,
исходя из эмоционального состояния собеседника. Эмоциональный термометр подскажет, когда потребности удовлетворяются, а когда нет, и когда стоит сменить свое высказывание на слушание и наоборот.
Подведем итог: Выражайте кратко, внятно и понятно свои мысли. Важно осознавать свою цель общения и потребность, которую Вы хотите удовлетворить данным общением. Общайтесь в ключе «Я — послание» и применяйте активное слушание. Правильно формулируйте свою просьбу, она должна быть положительной, актуальной и возможной. Помните что у вашего собеседника тоже есть свои цели, потребности и часто они скрыты. Не всегда человек думает и хочет то, о чем он говорит. Поняв что хочет человек и применив искусство делового общения, мы можем дать ему это и получить то, что хотим мы. Стремитесь к взаимовыгодному сотрудничеству и успех вам обеспечен.
искусство общения с людьми видео